Применение лечебной физкультуры при врожденных дефектах губы и нёба

Рубрики: Другие новости  Нет комментариев

Применение лечебной физкультуры при врожденных дефектах губы и нёба

Врожденные дефекты губы и неба относятся к тератогенным заболеваниям, во время которых бывают не только значительные анатомические и топографические нарушения речевого аппарата, но и грубые функциональные расстройства — выразительная гнусавость, неполноценность механической обработки пищи в полости рта и т.д. Если не оказать квалифицированной медицинской помощи в детстве (до 5-6 лет), то у больного возникнут вторичные деформации челюстей, зубов, разовьются патологические изменения в носовой части глотки, бронхах, легких, органы слуха, а также будет задерживаться физическое развитие.

Программа оздоровления детей с врожденными дефектами губы и неба предполагает хирургическое лечение, логопедическое обучение и занятия ЛФК таким образом, чтобы, достигнув школьного возраста, ребенок мог полноценно жить.

ЛФК, являясь частью восстановительной терапии, повышает компенсаторные возможности организма и тренирует функции дыхания и речи. Правильная организация режима движений в перед — и после-операционный периоды, разумное сочетание покоя и движений в значительной степени способствуют эффективности хирургического лечения.

Курс занятий ЛФК в комплексной терапии детей с врожденным несращением губы и неба разделяют на II этапа. I этап — пребывание больного в стационаре — предусматривает:

а) подготовку ребенка к операции; б) восстановление функциональной подвижности воспроизводимого в результате операции мягкого неба; в) профилактику вторичных осложнений.

Второй этап курса занятий ЛФК охватывает период амбулаторного лечения после ураностафилопластики. Его задача — полная медицинская реабилитация ребенка, восстановление фонации и артикуляции, формирование носового и речевого дыхания, облегчения функционального состояния организма и т.д.

Во время проведения занятий с детьми, у которых имеется несращение губы и неба, следует учесть возрастные, физиологические особенности пациентов, помнить о быстрой их утомляемости, неспособности к длительному сосредоточению внимания и т.п.

Следует позаботиться об эмоциональной окраски занятий, потому что многие из таких детей не любят общаться, застенчивы. Достичь позитивных эмоций у таких детей на занятиях трудно. Поэтому любая форма проведения занятий ЛФК должна предусматривать активизацию не только двигательной, но и психической деятельности детей.

Широкое использование игрового метода, отбор имитационных упражнений и т.п. значительно повышают эмоциональность ЛФК. Согласно этапам хирургического лечения, курс занятий ЛФК в условиях стационара разделяют на предоперационный и послеоперационный периоды.

В предоперационный период после углубленного комплексного функционального обследования ребенка с обязательным участием педиатра, логопеда, ортодонта и терапевта-стоматолога выясняют состояние здоровья пациента и степень проявления у него компенсаторных механизмов функций органов дыхания и кровообращения. Хороший детский ортодонт в Киеве есть в клинике moms.

На основании этих исследований определяют интенсивность физической нагрузки и формы занятий ЛФК.

В предоперационный период средствами ЛФК решают задачи: улучшение функций органов дыхания и кровообращения; уменьшение психического напряжения перед операцией; овладение упражнениями, которые нужны в послеоперационный период; обучение дышать через нос.

Из форм ЛФК в послеоперационный период применяют ЛГ (с индивидуальными заданиями), а также массаж. С целью общего и специального тренировки больных используют обще развивающие, дыхательные, а так же специальные упражнения.

К специальным упражнениям для детей, имеющих врожденное несращение губы и неба, относятся упражнения для жевательных и мимических мышц, мышц языка, глотки и мягкого неба, а также дыхательные упражнения.

Целесообразность постоянного применения дыхательных упражнений обусловлена нарушением у многих детей функций внешнего дыхания, а также задачами логопедического обучения. Большинство детей с врожденными дефектами неба не имеют навыков ритмичного глубокого и полного дыхания, не приучены дышать носом даже тогда, когда нет патологических изменений в его полости.

Поэтому с первых дней занятий нужно объяснить детям важность для здоровья носового дыхания, ознакомить их с правилами выполнения дыхательных упражнений.

Автор: Анна Малиновская

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>