Эмпатия

Рубрики: Другие новости  Нет комментариев

Эмпатия

Умение устанавливать контакт с другими людьми значительно облегчает жизнь, причем не только профессиональную, но и личную. Продуктивно общаться даже с самым замкнутым и «тяжелым» собеседником помогает способность к эмпатии. Что же это такое и как это работает?

Эмпатия – это…
Обладать эмпатическими способностями — значит уметь посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Это вовсе не означает, что Вы должны научиться «читать другого как книгу». Подобное просто невозможно. Однако вполне в Ваших силах:
— проявлять к другим интерес и участие;
— попытаться понять, что чувствует Ваш собеседник и почему;
— принимать во внимание мнение и чувства других;
— уважать чужой опыт и ценности.

В то же время эмпатия не имеет ничего общего с такими навыками и чувствами, как:
— формально вежливое поведение – оно предполагает некоторые общие штампы и правила, согласно которым следует поступать, а эмпатические способности заключаются в том, чтобы понять конкретного человека и его чувства;
— сочувствие и жалость – они как бы ставят «сочувствующего» выше собеседника, в позицию этакого родителя, говорящего «ну ничего, пройдет!», в то время как эмпатия предполагает общение на равных;
— бездумное поддакивание, «соглашательство». Ваши «да-да, конечно» вполне могут быть восприняты (и, наверное, справедливо) как невнимание и отсутствие хоть какого-то интереса к продолжению разговора. Между тем эмпатическим проявлением будет скорее задавать собеседнику наводящие вопросы, которые покажут, что Вы понимаете его, и, вероятно, дадут новое направление беседе.

Легкое начало
Как же подступиться к развитию всех этих способностей? Вы можете взять на вооружение способ, который часто предлагают на всевозможных психологических тренингах по развитию коммуникативных навыков и других социальных способностей.

Для этого используется следующее групповое упражнение, которое лишь на первый взгляд кажется легким. Участники группы садятся по кругу – специально для того, чтобы диалог сидящих рядом был слышен всем. Затем каждому – по очереди – предлагается поделиться с соседом справа какой-то небольшой, но значимой на данный момент проблемой, а тот, в свою очередь, должен ответить на это «эмпатически», то есть:
— не «отмахнуться», отрицая проблему – «да это ерунда»;
— не упрекать и не выражать поверхностную солидарность – «ну понятно, у меня тоже такое бывало»;
— ничего не советовать – как показывает практика, это дается особенно тяжело.

Получается, что каждый участник тренинга оказывается и в роли «отвечающего» и в роли «спрашивающего». Упражнение проходит «по цепочке» довольно быстро – ведь моделируется повседневное общение, а в разговоре не будешь думать над ответом долго. И что же выясняется в конце, при обсуждении этих «эмпатических ответов»? Практически никто не остался доволен тем, что и как ему ответили, проявления эмпатии это не напоминало абсолютно. Выходит, что эти три простые правила соблюдать не так легко! Однако это лишь первая ступень к овладению эмпатическими навыками. Попробуйте следовать этим трем «не», и Вы увидите, насколько это непросто поначалу, но как легко для Вас и приятно для окружающих впоследствии.
Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=4052

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>