
Модернизация линейного ледокола «Капитан Сорокин» мощностью 16 200 кВт постройки 1977 г., с целью увеличения на 20% ширины прокладываемого им во льду канала, а также увеличения на 1/3 толщины преодолеваемого льда, произведена германской фирмой «Тиссен нордзееперке». При этом были изменены обводы носовой оконечности (принята усовершенствованная форма «Тиссен/Ваае»), а также устроены надводные наделки в корме с целью улучшения маневренности и заднего хода во льдах. После модернизации «Капитан Сорокин» обеспечивает прокладку во льдах канала шириной 30,5 м, свободного от битого льда, что является рекордной величиной для ледокольного флота мира. Модельные испытания показали, что модернизированное судно будет испытывать меньшую бортовую и килевую качку па волнении, а также иметь пониженный слеминг (Hansa. 1990. N 23/24. S. 1696, 1697)
Ледокольное судно снабжения мощностью 16 000 кВт, способное преодолевать непрерывным ходом ледяной покров толщиной 1,5 м, строится для нашей страны фирмой «Масаярдс». Этот дизель-электроход будет в основном эксплуатироваться в прибрежных районах Сахалина. На нем предусматривается также научное оборудование для проведения исследований в Северном Ледовитом океане. Обводы корпуса выбраны на основании модельных испытаний в ледовом бассейне Центра арктических исследований Финляндии и опыта постройки фирмой ледокольно-транспортных судов. Судно-снабженец (длина наибольшая 108,0, длина по ватерлинии 99,9, ширина 24,5, высота борта 12,0, осадка 8,0 м, дедвейт 5200 т, скорость на чистой воде 16 уз, численность экипажа 64 чел.) должно быть построено летом с. г. (Информация для прессы от Masa Yards).
Ледокольное научно-экспедиционное судно «Аурора Острэлис» мощностью 10 000 кВт на 109 научных работников, способное преодолевать 5-летний сплошной лед толщиной 1,2 м (изгибная прочность 500 кПа) со скоростью 2,5 уз, построено австралийской фирмой «Каррингтон елипвейс». Судно с ледовыми подкреплениями корпуса на категорию 1А «супер» (ледокол) Регистра Ллойда спроектировано финской фирмой «Вяртсиля марин» и владельцем судна. Это первый ледокол австралийской постройки. Он является многоцелевым исследовательским судном и судном снабжения, способным производить исследования в интересах фундаментальных и прикладных наук, снабжение антарктических станций сухими и жидкими грузами. В надстройке размещены 61 каюта, ресторан, каюты для отдыха и исследовательские лаборатории. В корме предусмотрена вертолетная площадка и ангар на два вертолета типа «Си Хок».
На судне размерениями 94,8 (88,4 по Вл)х20,3 м, осадкой 7,8 м, дедвейтом 3500 т, крейсерской скоростью 13 уз, экипажем 133 чел., грузовместимостью трюма 1600 м3, грузовых танков 1000 м3, дальностью плавания 24 000 миль при скорости 13 уз установлено два среднеоборотных дизеля «Вяртсиля Ваза 32»: один 16-, а другой — 12-цилиндровый суммарной мощностью 7900 кВт (во льдах машины могут развивать 10 000 кВт) при 750 об/мин, приводящие через суммирующий редуктор «Лохман унд Столтерфорт» ВРШ «Липе». Предусмотрены вспомогательная система движения с помощью двух кормовых выдвижных ПУ «Шоттел» мощностью по 400 кВт, обеспечивающих скорость 5 уз, а также носовое ПУ туннельного типа мощностью 800 кВт. Имеется система умерения качки Интеринг. Люковые крышки трюма могут использоваться в качестве грузовых понтонов (Marine Engineers Review. 1990. VIII. P. 20, 21, 24; The Motor Ship. 1990. XII. P. 33).
Дизельное ледокольное экспедиционно-круизное судно «Полар сайка» мощностью 6000 кВт с насадкой на гребной винт построила норвежская фирма «Улстейн Хатлё». Оно предназначено для доставки зимовщиков и грузов в приполярные районы, проведения научных исследований и круизных рейсов за Южным и Северным полярными кругами. Судно может преодолевать лед толщиной 1 м непрерывным ходом со скоростью 3 уз и принять на борт 2100 т грузов и 95 пассажиров. Носовая оконечность имеет традиционные ледокольные обводы, ледоотводнтели перед гребным винтом и противоледовый выступ для защиты руля; предусмотрены двойные борта, носовое и кормовое ПУ и меры по снижению шума и вибрации. Для обслуживания грузового трюма (709 м3) и твиндека (1797 м3) предусмотрен кран грузоподъемностью 27 т (в твиндеке и на ВП может быть размещено 24 контейнера), научное оборудование, поступающее через кормовую аппарель и на кормовую рабочую палубу площадью 227 м2, размещается в кормовом грузовом помещении (359 м3) с помощью 20-тонного склоняющегося портала. Предусмотрены две научные лаборатории площадью 67 и 35 м2, а также две дополнительные контейнеризированные лаборатории.
Пассажиры размещаются в 48 каютах, оборудованных душем и туалетом (4 одноместные, 41 двухместная и 3 трехместные). Экипаж судна составляет 35 чел. Имеются ресторан, 5 общественных помещений, осмотровый зал, 3 лоджии (одна с библиотекой) и танцзал.
На судне размерениями 91 (82,5)X17,9X9,3 (ГлП) м, осадкой 6,5 м, тоннажем 5129 per. т, водоизмещением порожнем 3867 т, скоростью на чистой воде 14,9 уз в качестве ГД использованы два среднеоборотных дизеля «Берген» марки BRG8 мощностью по 3000 кВт при 750 об/мин, приводящих через суммирующий редуктор «Ренк-Такке» 4-лопастный ВРШ диаметром 4,0 м (зазор между кромками лопастей и обшивкой насадки 20 мм); суточный расход топлива при скорости 12 уз — 16,5 т (The Motor Ship. 1991. 111. P. 41, 42, 44, 45).
Высокоавтоматизированное рефрижераторное судно «Айс стар» дедвейтом 3187 т с палубно-бортовыми грузовыми люками, носовым бульбом необычного профиля и ледовыми усилениями на категорию 1В Регистра Ллойда построено датской фирмой «Аархус флидедок». Грузообработка судна осуществляется с помощью двух бортовых телескопических гидравлических подъемников грузоподъемностью по 5 т с рабочими площадками размером 2,6X1,4 м, установленных в районе палубно-бортовых закрытий по ПБ, и двумя палубными электрогидравлическимн кранами «Хэгглунд» грузоподъемностью 8 т при вылете 19 м, обслуживающими два люковых выреза размерами 6,2X7,5 м и установленными по ЛБ. В двух рефрижераторных трюмах и четырех твиндеках грузовместимостью 5240 м3 может поддерживаться температура от 0 до —27 °С (охлаждение трюмов воздушное при 40/80 обменах в час); перемещение груза в них осуществляется 4 электрическими вилочными погрузчиками. На палубу можно принять 42 контейнера, 7 из которых могут быть рефрижераторными.
Судно размерениями 92,9 (84,3)X15,1X7,8 м, осадкой 5,3 м, водоизмещением 5043 т, тоннажем 3625 per. т, скоростью 13,3 уз, экипажем 8 чел. оборудовано пропульсивным комплексом (ГД+валопровод+гребной винт) «МАН — Б ог В дизел» модели «Альфа» (ГД марки 6S26MC с малым диаметром цилиндров), мощностью 2050 кВт при 237 об/мин. Предусмотрены валогенера-тор «Стамфорд» мощностью 625 кВ•А, три дизель-генератора мощностью по 390 кВ•А, носовое ПУ «Брунволл» мощностью 315 кВт и руль Барке с закрылком (Significant Ships of 1990. P. 52, 53).
Ледокольное круизное судно «Фронтиер спирит» на 82 чел. с подкреплениями корпуса на категорию 1А «супер» Норвежского Веритас построено японской фирмой «Мицубиси хэви индасъриз». Ледовый пояс бортовой обшивки имеет почти вдвое большую толщину, чем требуется для наружной обшивки обычного судна, шпация значительно уменьшена, мощность ЭУ повышена — все это допускает самостоятельное плавание судна в сплошном льду толщиной до 1 м. Оно может эксплуатироваться как в высоких широтах, так и в тропиках, включая заход в р. Амазонку. На 7-палубном судне устроены 82 каюты-люкс площадью не менее 18 м2, осмотровая лоджия-лекционный зал с большими окнами, расположенная на верхнем ярусе 4-ярусной надстройки в носу, лаборатория для изучения образцов, собранных во время экскурсионных рейсов, и вертолетная площадка. В состав экипажа входят ученые, работающие в качестве руководителей туристических групп. Для совершения исследовательских прогулок с высадкой на берег и обзора труднодоступных мест на борту судна предусмотрены 12 надувных моторных лодок «Зодиак».
Судно размерениями 111,5 (98)X17Х11,9 м, осадкой 4,6 м, тоннажем 6752 per. т, эксплуатационной скоростью 16,9 уз (при 75%-й мощности ГД), экипажем 80 чел. в качестве ГД имеет два дизеля «Дайхацу» марки 8DKM 32 максимальной мощностью по 2430 кВт (эксплуатационная 2060) при 720 об/мин (The Motor Ship. 1991. III. P. 28; News. Mitsubishi Heavy Industries. N 0686; Lloyd’s List. 1990. 15/X. P. 4).
Бельгийская фирма «Боелверф» получила заказ на постройку ледокольного комбинированного судна дедвейтом 100 000 т с подкреплениями корпуса на категорию 1А «супер» Регистра Ллойда — оно будет крупнейшим в мире из вновь построенных ледокольно-транспортных судов. Стоимость контракта оценивается в 190 млн дол., и судно должно быть построено в 1993 г. В течение 7 теплых месяцев оно будет плавать через Северный Ледовитый океан, а в остальное время года при 24-часовой полярной ночи и тяжелых льдах будет занято в северных акваториях перевозкой угля. Предполагается, что еще три таких судна будут построены в Японки. (Schiff und Hafen/Seewirtschaft. 1990. XII. S. 6; Falrplay. 1990. 8/XI. P. 7).
Малое ледокольное круизное судно, способное преодолевать непрерывным ходом ледяной покров толщиной 0,5 м, намечено построить в Японии. Оно будет базироваться в порту на северо-востоке о. Хоккайдо и совершать рейсы по трем коротким маршрутам с января по апрель. Судно имеет длину 41, ширину 10 и осадку 3,7 м, валовую вместимость 499 per. т, ГД мощностью 2260 кВт, приводящий ВРШ в насадке, и способно преодолевать набегами лед толщиной 0,8 м (The Motor Ship. 1990. VII. P. 8).
Ледостойкое гравитационное основание-хранилище «Хиберния» из железобетона строится в канадской провинции Ньюфаундленд. Оно будет размещено в 315 км к юго-востоку от Сент-Джона, Ньюфаундленд, на глубине 78 м и будет иметь к началу 1998 г. максимальный дебит 110 000 бар/сут, что эквивалентно 10% от всей добычи нефти в Канаде, планируемой на 2000-й г. Основание водоизмещением ок. 1 млн т состоит из донной части диаметром 108 м, возвышающейся над поверхностью воды при наибольшем приливе на 5 м, четырех опорных колонн, па которых размещено верхнее строение с двумя буровыми вышками, технологическим и добывающим оборудованием, ЭУ и жилыми помещениями. На постройку донной части с зубчатой наружной поверхностью потребуется 55 000 т арматуры и натяжных тросов и 100 000 т цемента. В ней предусматриваются балластные цистерны, твердый балласт и хранилища на 1,3 млн баррелей нефти. Верхнее строение состоит из 5 супермодулей весом от 3900 до 6700 т, 8 малых блоков весом 100—1300 т; все строение весит около 33 000 т. С основания будет пробурено 48 скважин, а та месторождении с помощью ПБУ можно пробурить 35 спутниковых скважин.
Добытая нефть будет передаваться на танкеры через два выносных точечных причала, отстоящих от основания на 2 км. Для обслуживания месторождения потребуется 3 танкера дедвейтом по 120 000 т с двойной обшивкой. Им будут помогать и обслуживать основание 3 ледокольных многоцелевых судна снабжения. Постановка основания на точку запланирована на сентябрь 1995 г, а начало промышленной добычи нефти — на октябрь 1996 г. Освоение месторождения обойдется в 5,2 млрд. канад. долл. {100 A1. The Magazine of Lloyd’s Register. Assue 1991. P. 2—5; Offshore. 1990. XII. P. 40, 47).
Проектное предложение субарктической ПБУ водоизмещением 242 500 т с натяжными тросами для Баренцева моря разработано в Норвегии. Стабилизирующие колонны н горизонтальные раскосы установки с глубиной постановки ок. 500 м предусматриваются из железобетона. Для защиты стояка устроена шахта. Защита колонн от воздействия движущихся ледяных нолей осуществляется с помощью многочисленных вертикальных стальных тросов в стальных трубах, установленных на кронштейнах но периметру колонн и отстоящих от них на некотором расстоянии. Предусмотрена возможность замены в море поврежденных тросов. С целью повышения живучести во льдах шахта выполнена в виде четырех цилиндров. Натяжные тросы из стали выбраны такого диаметра, чтобы они обладали нулевой плавучестью и не увеличивали водоизмещение установки. По расчетам проектировщиков, для удержания ПБУ в точке работ достаточно 12 натяжных тросов, и такая система может противостоять наибольшей волне, встречающейся раз в 100 лет в данной акватории, в случае, когда оборван одни из тросов или затоплен один из отсеков корпуса установки (Marine Engineers Review 1990. IX. P. 70, 71).
Последние комментарии